5
(2)

Тема личностного развития для многих людей в настоящее время стала актуальной. Личностное развитие это путь, а у каждого пути есть своя цель. Сегодня я хочу поговорить о цели личностного развития.

В чем конкретность цели?

Постановка цели всегда должна быть конкретной, т.е. реальной для ее  достижения. Цель всегда связна  с желанием своим или чужим, это не важно. Достижение цели это приобретение, что человек приобретает, если занимается личностным развитием? Конечно  же, счастье, все люди стремятся к счастью. Общие рекомендации для всех по  поводу того как стать счастливым  в принципе отсутствуют, потому–что, то что  представление о счастье у каждого человека свое. Однако для всех значение понятия развитие – одинаковое — это движение к совершенству. Тогда как связано движение к самосовершенствованию с тем, что делает человека счастливым? Для того, чтобы ответить на этот вопрос обратимся к теории спиральной динамики развития личности и человечества Клэра Грейвза. Данная теория  утверждает, что  личность и общество развиваются по спирали. В основе этой теории лежат потребности личности. А вы знаете, что удовлетворение потребностей всегда сопряжено с удовольствием и это люди называют счастьем. Спираль символ двух процессов: движение вверх (виток за витком) и стабильность (это кольцо, которое образует виток).  Мы сейчас пройдемся по этой спирали, снизу вверх начиная с момента появления человека на свет. Но имейте в виду, что  это движение не равномерно, потому, что освоение каждого «витка» или этапа жизни для каждого человека требуется индивидуальное количество времени. Кто-то может всю жизнь потратить на первый этап, кто-то на второй, а кто-то успеет добраться до вершины спирали. Путь восхождения труден, так как человек его проходит один. Конечно вы, скажите, что есть учителя. Да учителя есть, но чтобы принять их помощь, нужна внутренняя готовность ученика, иначе слова не будут не только не приняты, но и  вовсе даже не услышаны.

Когда человек начинает задумываться о личностном развитии?

Переход с одного уровня на другой сопровождается кризисом, переходным состоянием. Если человек просыпается в три часа ночи, это означает, что пришло время переоценить свои ценности и перейти на более высокий уровень развития. Кризисное состояние очень дискомфортное, состояние неудовлетворенности, сопровождается пониженным настроением, иногда агрессией. Почему мы не можем по своему желанию оказаться на том ветке, на котором хотим? Дело в том, что новый каждый уровень требует новых навыков, умений, знаний.  Кризис, как раз и заключается в том, что по-старому человек жить уже не может, а по-новому не умеет.

Может заняться личностным развитием на этапе выживания?

Итак, личностная история развития человека начинается с его рождения. На  первом этапе жизни для ребенка самая главная потребность выжить. На этом этапе ребенок  полностью отождествляет себя с телом.   Он его принимает полностью и активно реагирует на все его потребности. При любом дискомфорте тут же раздается крик о помощи в виде плача. Период выживания характерен не только для маленьких детей, но  и для взрослых, которые попали в сложные ситуации, которые угрожают их жизни. В данный период  доминирует страх смерти, страх нищеты. Счастливыми  людей делает удовлетворение  их биологических потребностей: сон, еда, секс. На этом уровне нет никаких идей по поводу того, что нужно заняться личностным развитием. Ответственность за все невзгоды ложится на окружающих людей. Если мама не купила шоколадку, то виновата мама, она плохая. Если не хватает на жизнь, то виновато правительство и т.д. На этапе выживания скажи жизни «ДА!»

Может заняться личностным развитием на этапе мистицизма?

После года ребенок начинает понимать, что все его потребности удовлетворяет семья. Появляется второй этап жизни. У ребенка появляется чувство безопасности и привязанности к близким для него людям. На этом этапе так же решается задача выживания, но уже в группе. Для взрослого человека, если он находится на этой ступени развития важно, чтобы он принадлежал  к определенной группе людей, и они его считали своим.  Деление людей идет по принципу «свои» и «чужие». Взрослые на этом  уровне верят в мистику, не зря этот этап жизни назвали мистическим. Дети и взрослые выполняют различные ритуалы для исполнения своих желаний. Доминирует страх потерять принадлежность к группе, потерять безопасность. Счастлив человек здесь от того, что он является частью группы: семьи, профессионального коллектива, страны. О саморазвитии здесь так же речи нет.

Может заняться личностным развитием на этапе тяги к порядку?

На третьем этапе жизни, примерно в три года ребенок начинает проявлять свое Я. Он становится тираном для своей семьи и требует, чтобы его желания выполнялись незамедлительно. Просыпается энергия достижений. В детском саду у детей есть такая игра, они хвастаются своей крутизной. Этот процесс ярко описала в своем стихотворении Агния  Барто: « — А у нас в квартире газ!  А у вас? — А у нас водопровод! Вот! — А из нашего окна площадь Красная видна! А из вашего окошка только улица немножко. …»

Взрослый, который застрял на этом уровне уважает только силу. Его принцип: «Кто сильнее, тот и прав». Ценностью становится  власть, она завоевывается любой ценной, впрочем, как и поставленная цель. Этот уровень не позволяет человеку видеть перспективы будущего. На этом уровне у человека нет никаких правил и ограничений, это человек разрушитель. Счастье ему приносит власть и достижения, его девиз: «Быть первым», он не умеет подчиняться и не желает. Для человека на этом уровне важно быть крутым. Для этого могут быть использованы различные дорогие машины, элитные дома, украшения или  карьерный рост.  Группа людей на этом уровне четко иерархична, слабый подчиняется сильному, высокомерное отношение к слабому. Но на всякую силу находится большая сила. Таким образом, порождается кризис, который требует разрешения. Начинается поиск правил. Рождается интерес к темам, а как сделать так, чтобы появился результат. Попробуй правило «Всегда говори «Да».

Может заняться личностным развитием на этапе служения высшей цели?

На четвертом этапе после пяти лет  ребенок учится взаимодействовать  с  окружающими его людьми, он осваивает правила, по которым живет общество. Учится соблюдать установленный порядок. Ребенок знает, что если нарушать правила, то его за это его накажут. На этом этапе, для преодоления бардака в социуме и для сохранения жизни общества была придумана религия,  которая  создала заповеди жизни в обществе для всеобщей безопасности. Появились юридические законы общие для всех, которые необходимо  соблюдать. Взрослые на этом уровне правильные люди, они счастливы от того, что живут правильной жизнью, правильно выполняют социальные роли, это хороший отец, хорошая мать, хороший работник и т.д. Созданные обществом правила позволяют сохранить общество, но значительно мешают его развитию. Все, наверно, сталкивались с бюрократией государственных чиновников и знают, что это часто потерянное время и нервы. Раз и навсегда установленные правила даруют безопасность, но в то же время значительно сдерживают прогресс, как личности, так и общества. Вроде бы все хорошо, но чего-то не хватает. Это тоже стимул к личностному развитию.

Может заняться личностным развитием на этапе материализма?

На пятом этапе к семи годам у ребенка появляется самостоятельность и новый статус школьника, это означает, что он может учиться и принимать решения. Взрослые на этом уровне начинают самостоятельно строить свою жизнь, ломают привычные старые шаблоны. Совершенствуют свои личные качества, создают планы и успешно их реализуют благодаря тактике и стратегии. Для них сила и быть принятыми становятся уже не целью, а инструментами достижения успеха. Это статусные люди, они во многом преуспевают благодаря своему уму и смекалке, насыщают свою жажду обогащения как знаниями так и материальными ресурсами. Их девиз: «Победитель получает все!». К ним относятся бизнесмены, музыканты, спортсмены.

Может заняться личностным развитием на этапе стремления к общему благу?

На верхнем витке спирали (шестой уровень) находится очень мало людей. Здесь доминируют такие ценности: как гармония  с собой и окружающей средой. Это люди, которые принадлежат к сообществам, которые реализуют великие идеи.  На этом уровне находятся духовные люди, которые понимают, что все люди равны, и они их принимают такими, какие они есть.

Подведем итоги, вышесказанному, цель личностного развития это выработка новых навыков и умений, необходимых для перехода на новый уровень. Обратите внимание, что каждый последующий уровень дает человеку свободу и безопасность. Высший уровень дарует человеку смелость быть собой и при этом жить в мире с обществом окружающих людей и природой. Может казаться, что мы уже хорошо освоили определенный этап и прочно там заняли свои позиции, как вдруг нас события возвращают обратно доучивать уроки, вот тут то и пригождается цель личностного развития.

 

 

 

 

Подписывайтесь на наши социальные сети

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Spread the love