Познай себя и ты обретешь смелость
Определённое количество прожитых лет после юности не делает человека просвещенным. Призыв древнегреческих мудрецов «Познай себя!», до сих остается актуальным для большинства людей, живущих на Земле. Тот, кто познал себя, тот познал Бога.
Истинная религия помогает человеку ответить на три вопроса: «Кто я?», «Кто такой Бог?» и «Каковы мои взаимоотношения с Богом!». Если знание это свет, а незнание это тьма. Давайте сначала дадим определение темноте. Темноту можно определить как отсутствие света, отсутствие знаний. Почему темнота пугает? Потому что мы не знаем, что она скрывает. При свете мы видим, в темноте нет. А что дает нам виденье? Виденье дает нам знание о том, что нас окружает, и это знание помогает нам правильно принимать решение и действовать. Не зря говорят о получении знаний как о просвещении.
В этой статье, опираясь на ведические знания, хочу рассказать вам, как все оказались в темноте и почему люди живут в вечных страхах. Однажды наши души позавидовали Богу, и у них появилось желание побыть на его месте, т.е. появилось желание получать славу, почет, уважение. Бог всегда исполняет наши желания, каждый об этом знает. Поэтому для таких душ, которые хотят побыть Богом, был создан материальный мир в виде вселенной. Материальный мир это тюрьма для душ, жаждущих власти, богатства и уважения. Душа по своей природе духовна и для того чтобы она смогла жить в материальном мире ей нужен скафандр, который имеет пять оболочек.

Авидья — невежество
Первая оболочка Авидья в переводе с санскрита означает отсутствие знания. Авидья — это невежество, духовное забвение природы своей души. Опускаясь в материальный мир, душа должна забыть духовный мир, из которого она пришла, иначе она сразу поймет, что она здесь не хозяин. Авидйа заставляет душу быть уверенной в том, что Бога нет, только тогда она может почувствовать себя Богом и Хозяином жизни. Например, в свои первые годы ребенок полностью уверен, что он управляет своими родителями, ведь любое его желание тут же исполняется.
Авидья — это изначальное невежество, тот слой тьмы, что окутывает сознание человека, не позволяя ему видеть истину, что материальный мир уже имеет Хозяина. Мы, как слепцы, блуждаем по жизни в поисках света, но мало кто из нас осознаёт, что именно невидимая завеса незнания закрывает нам дорогу к счастью. Авидья была бы не так страшна, если бы это было просто отсутствие знания, но Авидья это ложное знание.
Мы живём, принимая ложные представления о себе и мире, навеянные окружением, бытом, который формирует нашу философию жизни. Как часто мы заблуждаемся, полагая, что знаем всё, когда на самом деле ослеплены собственными иллюзиями! Жажда жизни и наслаждений приводит к отождествлению души с материей.
Материальный мир это отражение духовного мира, это его тень. В это фразе ключевое слово ОТРАЖЕНИЕ. Отражение в зеркале вроде бы точь в точь и все-таки различие очень большое. Если в духовном мире душа обладает знанием, то в материальном мире она слепа, если в духовном мире она вечна, то в материальном мире, душа видит смерть, если в духовном мире она ощущает блаженство, то в материальном мире она испытывает страдание. Душа ищет вечность, знание, блаженство там, где его нет, в материальном мире. Вроде бы у человека есть все, а счастья нет. Душа смотрит на свое отражение в материальном мире, и она пугается и это приводит ее к страданиям. А как не страдать, если Авидья разлучила нас самих с собой?
Душа, находясь в неведении, принимает свое тело за себя и потому считает, что для нее все кончится со смертью тела. Поэтому, пока тело существует, она стремятся получить от материальной жизни как можно больше удовольствий. Ее философия проста: «Живи и наслаждайся!» Ее не смущает, что при этом она может совершать грехи: ложь, воровство, коварство и все остальные из смертных семи. Душа отрицает то, что впоследствии ей придется за это расплачиваться, она считают, что со смертью тела всему приходит конец. Таким образом, Авидья — это не отсутствие знаний, а неверное, ложное знание, материалистический взгляд на мир. Убежденность в том, что материя породила душу и сознание.
Давайте рассмотрим, как Авидья (невежество) создает иллюзию, закрывает истинную реальность. Авидья проявляется в четырех формах
Первое проявление Авидьи: это видеть временное как вечное — это не просто иллюзия, а своего рода заблуждение, которое тянет за собой целый ряд трагикомичных последствий. Мы, люди, склонны воспринимать окружающий нас мир в его кажущейся устойчивости. Смотришь на землю, на луну — и кажется, что они всегда были и всегда будут с нами. Мы забываем о том, что факт их существования — это лишь миг в бесконечном потоке времени.
Часто мы ведем себя, как будто имущество и богатство станут неотъемлемой частью нашей жизни, будто бы навсегда. Мы собираем, накапливаем, считая это постоянством, забывая, что в любой момент наше «всё» может исчезнуть, как будто его никогда и не было. Сколько людей насквозь разочарованы, когда потеряли то, что им казалось вечным и непотопляемым.
И вот, когда приходит время расставаться с тем, что мы считали своим, начинаем осознавать: всё, что нас окружает, — всего лишь тень на стене, момент в театре жизни. Мы вечно мечтаем о постоянстве, хотя сами находимся в мимолетности. Мы видим, как вокруг нас умирают люди и верим в то, что нас смерть не коснется. Построив трёхэтажный дом, человек думает, что он его спасет от смерти.
Асмита — ложное «Я» (эгоизм)
Второе наваждение Авидьи в том, что душа ошибочно принимает нечистое за чистое. Данное заблуждение порождает Асмиту — ложное «Я» (эгоизм).
Ложное Я это принимать то, что не является собой за себя. Ложное Я рождается как «мое и мне». Моя страна, мое имя, мое тело, моя профессия и т.д. Человек говорит «я вот такой, какой есть», путая их с тем, кем человек действительно является на самом глубоком уровне, уровне вечного Я (душа). Человек связывает себя со своими ролями, должностями и всеми этими ярлыками, которые приклеены ему обществом. Я — врач, я — писатель, я — мать. Но кто же мы на самом деле, когда срываем эти ярлыки? Эта привязанность к личному «Я», это зацикливание на себе лишь укрепляет невидимые оковы, сковывающие нашу душу.
Асмита это Я- ориентированность, полное доверие своему взгляду на мир, например «я всегда прав», т.е. мир вертится вокруг меня. Ложное Я это эгоистическое восприятие себя, которое формируется через идентификацию с телом, умом и эмоциями.Рассмотрим, как это проявляется в жизни. Человеку свойственно искать ответы на вопросы в своих собственных эмоциях и мнениях, подниматься на пьедестал самодовольства и утверждать, что его мысли непогрешимы, а мотивы — безупречны. Мы искренне верим, что наш внутренний мир прозрачен и совершенен, тогда как на самом деле он напоминает запутанный клубок, состоящий из смешанных стремлений и влечений.
Родится в нас мысль о чем-то высоком, о любви или дружбе, о духовном развитии — и мы, подобно художнику, который не осознает, что его кисть запачкалась, начинаем рисовать на холсте своей жизни яркие картины, полные идеалов. Однако, стоит только заглянуть за этот завуалированный фасад, и мы обнаруживаем, что краски, которыми мы пользовались, смешаны с грязью наших страхов, сомнений и неполноценностей.
Каждый из нас, одержимый различными желаниями, имеет трудности с тем, чтобы развести одно от другого. Мы можем быть убеждены, что стремимся к добру, однако оглядываясь назад, заметим, что наши действия часто продиктованы эгоистичными стремлениями: жаждой признания, страстью к контролю, или даже элементарным страхом остаться в одиночестве. Так мы непроизвольно запутываем чистое и нечистое, созидая иллюзии, которые окутывают наш разум.
Эта ошибка, принимая за чистое то, что на самом деле является лишь обманом, в какой-то степени пронизывает всю нашу жизнь. Мы судим о других, основываясь на своих иллюзиях, мы строим отношения, полагая, что они основаны на нежности, забывая о своей скрытой нужде в власти или принятии. Мысли и мнения о других, как и о себе, редко бывают чистыми; они всегда окрашены нашим опытом, болями и надеждами.
И потому стоит нам внимательно присмотреться к своим внутренним состояниям, заглянуть в глубь души и задать себе вопрос: действительно ли я стремлюсь к чистоте, или же просто окунаюсь в ловушку самовосхваления?
Третье исхитрение Авидьи в жизни человека в том, что душа думает о том, что приносит страдание, как о том, что приносит счастье — одна из самых запоминающихся и распространенных ошибок человеческой натуры. Как странно и одновременно печально, что именно в нашей стремительной жизни мы способны перепутать радостное с болезненным, нежность с равнодушием, светлое с тёмным.
Окружённые весёлым смехом на семейных праздниках, мы, казалось бы, искренне наслаждаемся моментом. В глазах родных мерцают огоньки радости, и казалось бы, ничего не может затмить этот свет. Но вот проходит время, и на месте этих огоньков остаётся лишь тень — недосказанность, обиды, словесные пощёчины, запечатанные в прозаическом формате общих воспоминаний. Мы радуемся на чьих-то свадьбах, не замечая, что за этими радостными улыбками скрываются тревоги и страхи о будущем; празднуем юбилеи, когда радость совместной жизни уже накрыта мраком неразрешённых конфликтов.
Культурные праздники, наполненные весельем и смехом, иногда оборачиваются истинным бременем для тех, кто ищет одобрения и восхищения, но не находит настоящего счастья. На утренниках, где единственная цель — блеск на сцене, скрываются трудности и неподъёмные ожидания; юные сердца начинаются с великих надежд, а заканчиваются под бременем несоответствий. Бравурные речи на банкетах кажутся полными вдохновения, но со временем начинают звучать как пустое звякание, оставляя только горечь или чувство вины. Таким образом, все наслаждения в этом материальном мире с лихвой компенсируются страданиями, так как материальный мир дуален.
Рага — привязанность к желаниям и страданиям
Ложное эго (мне и мое) порождает Рагу, привязанность к желаниям и страданиям, так как человек начинает отождествлять себя с временными и изменчивыми аспектами жизни. Так как человек начинает считать себя центром мироздания, то у него появляется привязанность к материи, которая дает чувственные наслаждения (Семья, дети, друзья, имущество, еда, секс и т.д.). Однако мир устроен так, что за все наслаждения приходится платить прямо пропорционально. За ложку меда, надо заплатить ложку страданий. Например, влюбленность дает ощущение счастья, а жизнь в браке приводит к страданию. Рага ведет к страху потерять то, что мы хотим удержать или страху не получить то, к чему мы стремимся. Желание получать наслаждение и избегать страдания порождает двешу.
Двеша — негативные эмоции и чувства
Двеша обозначает негативные эмоции и чувства, такие как гнев, ревность, зависть, страх, отвращение. Мы, как социальные существа, часто конфликтуем и создаём недовольство, что порождает неприязнь к тем, кто не соответствует нашим представлениям о добре. Нередко именно это отвращение препятствует нам в поисках понимания и прощения. В сердце каждого из нас склонность отторгать всё, что приносит страдание, и в этом кроется корень агрессии и разрушения. Двеша ведет к страху получения того, что нам не нравится (например, болезнь) или страху, связанному с невозможностью избавиться от чего-то (например, опять же, болезнь).
Абхиневеша — страх смерти
Двеша порождает самый большой страх Абхиневешу (страх смерти). Страх потерять все, что нажито непосильным трудом. Страх смерти — глубинное чувство живого существа, которое происходит по причине авидьи — невежества. Отсутствие знания о том, что душа находится вне времени и пространства, никогда не была рождена и никогда не умрёт, существует вечно и не может быть разрушена никаким способом, приводит к иллюзии того, что со смертью тела всё заканчивается.
Подведем итоги, причиной страхов является иллюзия (Авидья), которая подменяет истинное Я (Я — душа), на ложное (Я — тело), таким образом, возникают страхи потерять то, что мне нравится и приносит наслаждение и получить то, что мне не нравится и приносит страдания.