Объективный мир отражается с помощью психологических установок личности. Р. Кеттелл считала, что установка относится к базовым характеристикам личности, т.е. к ее сущности. В прошлой статье мы говорили, что именно сущность человека является источником различных эмоций. Например любопытство проявляется в эмоции удивления, неприятие в эмоции отвращение, самоутверждение в эмоции воодушевления и т.д. Часто установки не осознаются человеком, но проявляются в его поведении.
Психологические установки проявляются в избирательном восприятии мира. Окружающая среда нам дает много представлений, много впечатлений, но каждый из нее выбирает, то, что соответствует его установке. Например склонность к какому – либо виду деятельности, это врожденная базовая установка человека с положительной эмоциональной окраской.
Установка, формирует отношение человека к себе, к людям, к деятельности, к человеческим ценностям и т.д.. По сути установка помогает ответить на впрос: «Кто я?», «Какие условия жизни мне подходят?». Установки человека непосредственно связаны с его потребностями. Р. Кеттелл выделил шесть базовых потребностей человек:
- Потребность в брачных отношениях.
- Потребность в общении
- Потребность в родительской опеке.
- Потребность в исследовании (любознательность).
- Потребность в безопасности.
- Потребность в самовыражении.
Перечисленные потребности активизируется в результате давления социальной среды, и создают определенный энергетический поток, который должен найти выход. Удовлетворение потребности через активную деятельность приводит к снижению напряжения энергетического потока. Если человек выбирает деятельность в обществе по своей биологической сущности, то он здоров и счастлив. И наоборот трудовая деятельность вопреки своей сути, не предоставляет возможность удовлетворить базовые потребности и приводит к эмоциональным расстройствам.
Кроме базовых биологических установок существуют социальные психологические установки, они не врожденные, а приобретенные, это результат воспитания, результат накопленного опыта жизни в обществе. Социальная установка включает в себя смысл, эмоцию и действие. Смысл любой социальной установки адаптироваться к жизни в обществе людей, получать положительные эмоции, такие как принятие, одобрение. Социальная установка помогает приобрести силу той группы, в которую входит индивид (семья, коллектив на работе, сообщество по увлечению и т.д.).
Если в социальной установке смысл искажается, то появляется предрассудок, который содержит в себе отрицательную эмоцию и неадекватное поведение. Как это происходит, может показать эксперимент, проведенный на обезьянах.
По центру клетки для обезьян весит банан на высоте 2-х метров, под ним стоит лестница. В клетку запускают шесть обезьян и начинают за ними наблюдать. Через некоторое время обезьяны проголодались, самая активная из них начинает движение к банану, но в это время из пожарного брандспойта экспериментатор сбивает ее холодной водой, а потом холодной струей обливает всех остальных. Обезьяны обескуражены, сидят спокойно. Но, голод берет свое, и активная обезьяна делает вторую попытку достать банан. Экспериментаторы повторяют водную процедуру для всех.
Через несколько таких процедур: когда попытка активной обезьяны достать банан заканчивается холодным обливанием всех, обезьяны улавливают связь между движением обезьяны к банану и холодным душем. И тогда при следующей попытке активной обезьяны достать банан, пятеро других оттаскивают ее и агрессивно бьют.
Второй этап эксперимента.
Из клетки забирают активную побитую обезьяну и сажают туда новую. Ситуация повторяется, проголодавшись новая обезьяна делает попытку достать банан.
Пять опытных обезьян с первого этапа эксперимента оттаскивают ее и начинают бить. Хотя на этом этапе обезьян не обливали водой. Естественно, пострадавшая обезьяна совсем не понимает, за что она получила взбучку, поэтому продолжает лезть за бананом. И опять получает тумаков, намного сильнее, чем в первый раз. Побитая несколько раз, новая обезьяна успокаивается и начинает созерцать банан вместе с остальными.
Третий этап
На третьем этапе еще раз меняют старую обезьяну, на новую. Ситуация повторяется, при попытке достать банан, она получает подзатыльников от бдительных обезьян, при этом с особым зверством бьёт та обезьяна, которую ни разу не обливали. Новую обезьяну бьют за каждую попытку достать банан до тех пор, пока она не успокаивается и садится рядом со всеми наблюдать за едой.
Четвертый этап
Смену обезьян повторяют до тех пора, пока в клетке не останется ни одной обезьяны, которая бы помнила, что при попытке добраться до банана обливают водой. В итоге шесть обезьян сидят и смотрят на банан, не совершая ни одной попытки.
Данный эксперимент хорошо показывает, как утрачивается смысл действий. Когда у людей знания утрачены и искажен смысл действий, по наследству передаются отрицательные эмоции из поколения в поколения, которые потом отражаются на их неадекватном поведении.
Если бы сущность каждого человека не искажалась бы социумом, то мы бы жили в раю.