5
(2)

Объективный мир отражается с помощью психологических установок личности. Р. Кеттелл считала, что установка относится к базовым характеристикам личности, т.е. к ее сущности. В прошлой статье мы говорили, что именно сущность человека является источником различных эмоций. Например любопытство проявляется в эмоции удивления, неприятие в эмоции отвращение, самоутверждение в эмоции воодушевления и т.д. Часто установки не осознаются человеком, но проявляются в его поведении.

Психологические установки проявляются в избирательном восприятии мира. Окружающая среда нам дает много представлений, много впечатлений, но каждый из нее выбирает, то, что соответствует его установке. Например склонность к какому – либо виду деятельности, это врожденная базовая установка человека с положительной эмоциональной окраской.

Установка, формирует отношение человека к себе, к людям, к деятельности, к человеческим ценностям и т.д.. По сути установка помогает ответить на впрос: «Кто я?», «Какие условия жизни мне подходят?».  Установки человека непосредственно связаны с его потребностями.  Р. Кеттелл выделил шесть базовых потребностей человек:

  1. Потребность в брачных отношениях.
  2. Потребность в общении
  3. Потребность в родительской опеке.
  4. Потребность в исследовании (любознательность).
  5. Потребность в безопасности.
  6. Потребность в самовыражении.

Перечисленные потребности активизируется в результате давления социальной среды, и создают определенный энергетический поток, который должен найти выход. Удовлетворение потребности через активную деятельность приводит к снижению напряжения энергетического потока. Если человек выбирает деятельность в обществе по своей биологической сущности, то он здоров и счастлив. И наоборот трудовая деятельность вопреки своей сути, не предоставляет возможность удовлетворить базовые потребности и приводит к эмоциональным расстройствам.

Кроме базовых биологических установок существуют социальные психологические установки, они не врожденные, а приобретенные, это результат воспитания, результат накопленного опыта жизни в обществе. Социальная установка включает в себя смысл, эмоцию  и действие. Смысл любой социальной установки  адаптироваться к жизни в обществе людей, получать положительные эмоции, такие как принятие, одобрение. Социальная установка помогает приобрести силу той группы, в которую входит индивид (семья, коллектив на работе, сообщество по увлечению и т.д.).

Если в социальной  установке смысл искажается, то появляется предрассудок, который содержит в себе отрицательную эмоцию и неадекватное поведение. Как это происходит, может показать эксперимент, проведенный на обезьянах.

По центру клетки для  обезьян весит банан на высоте 2-х метров, под ним стоит лестница. В клетку запускают шесть обезьян и начинают за ними наблюдать.  Через некоторое время обезьяны проголодались, самая активная из них  начинает  движение к банану, но в это время из пожарного брандспойта экспериментатор сбивает ее  холодной водой, а потом холодной струей обливает всех остальных. Обезьяны обескуражены, сидят спокойно. Но, голод берет свое, и активная обезьяна делает вторую попытку достать банан. Экспериментаторы повторяют водную процедуру для всех.

Через несколько таких процедур: когда попытка активной обезьяны достать банан заканчивается   холодным  обливанием всех, обезьяны улавливают связь между движением обезьяны к банану и холодным душем. И тогда при следующей попытке активной обезьяны достать банан, пятеро других оттаскивают ее и агрессивно бьют.

Второй этап эксперимента.

Из клетки забирают активную побитую обезьяну и сажают туда новую. Ситуация повторяется, проголодавшись новая обезьяна делает попытку достать банан.

Пять опытных обезьян с первого этапа эксперимента  оттаскивают ее и начинают бить.  Хотя на этом этапе обезьян не обливали водой. Естественно, пострадавшая обезьяна совсем не  понимает, за что она получила взбучку, поэтому продолжает лезть за бананом. И опять получает тумаков, намного сильнее, чем в первый раз.  Побитая несколько раз,  новая обезьяна успокаивается и начинает созерцать банан вместе с остальными.

Третий этап

На третьем этапе еще раз меняют старую обезьяну, на новую. Ситуация повторяется, при попытке достать банан, она получает подзатыльников от  бдительных обезьян, при этом с особым зверством бьёт та обезьяна, которую ни разу не обливали. Новую обезьяну бьют за  каждую  попытку достать банан  до тех пор, пока она не успокаивается и садится рядом со всеми наблюдать за едой.

Четвертый этап

Смену обезьян повторяют до тех пора, пока  в клетке не останется ни одной обезьяны, которая бы помнила, что при попытке добраться до банана обливают  водой.  В итоге  шесть обезьян сидят и смотрят на банан, не совершая ни одной попытки.

Данный эксперимент хорошо показывает, как утрачивается смысл  действий. Когда у людей знания утрачены и искажен смысл действий, по наследству  передаются  отрицательные эмоции из поколения в поколения, которые потом отражаются на их неадекватном поведении.

Если бы сущность каждого человека не искажалась бы социумом, то мы бы жили в раю.

Подписывайтесь на наши социальные сети

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Spread the love